Баннер

Баннер
Баннер








Поиск резюме

Баннер
Баннер
Баннер


Выбери свою профессию.

Так бывает в нашей жизни: целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом – вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам… М. Булгаков, «Белая гвардия» 
Классик прав: выбор профессии – дело непростое, и не каждому удается решить эту задачу без ошибок. Что советуют по этому поводу специалисты по рынку труда?

Во-первых, профессия должна человеку нравиться.  Во-вторых, человек должен подходить к данной профессии по психологическому типу и иметь соответствующие способности. И наконец, необходимо, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда.

 

В наш прагматический век многие выбирают профессию по заработку. Более половины выпускников школ считают материальный фактор решающим в этом вопросе. Между тем размер зарплаты зависит в первую очередь не от профессии, а от должности, которую занимает данный человек, и от фирмы, в которой он работает. А чтобы продвигаться по служебной лестнице и быть зачисленным в штат преуспевающего предприятия, нужно, чтобы профессия была ему по душе. Только в этом случае человек с удовольствием будет повышать квалификацию и проводить на работе столько времени, сколько необходимо, причем переработки не отразятся на состоянии его здоровья.  Специалист, получающий удовольствие от работы, просто обречен на успех: поскольку он будет постоянно совершенствоваться профессионально, ему обеспечен карьерный рост. Такой работник будет пользоваться в своей среде авторитетом и уважением, а значит, при необходимости ему будет гораздо проще найти другое место работы. Если же человек в погоне за материальной выгодой заставит себя заниматься не своим делом, это неизбежно повлечет раздражение, дискомфорт, нервное напряжение, стресс… Как бы работник ни старался, сколько бы сил и времени ни уделял работе, он все равно будет плестись в хвосте – позади тех, кто трудится с удовольствием.

Кроме того, каждая профессиональная среда создает людей с общими привычками, взглядами, которые одинаково говорят и реагируют и понимают друг друга с полуслова – например, актеры, программисты или шоферы. Человек, которому данная среда подходит, чувствует себя в ней как рыба в воде, чужак же будет ходить на работу как на каторгу.

Известный американский психолог Д. Холанд выдвинул теорию, что соответствие человека профессиональному окружению определяет успешность его трудовой деятельности. Холанд выделяет шесть типажей: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и канцелярский.
К реалистическому типу относятся практичные, рациональные, прозаические люди, у которых неважно обстоят дела с общением – они предпочитают работать с инструментами, предметами, механизмами – желательно на свежем воздухе.

Люди исследовательского типа охотнее работают с идеями, чем с предметами или людьми. Работа с людьми у них сводится к обмену идеями, а предметы – например, ПК – должны помогать в их интеллектуальном труде. Люди исследовательского типа предпочитают работать в одиночку, они самостоятельные, независимые и творческие.

Человек артистического типа постоянно должен самовыражаться, быть в центре внимания. Артистические люди эмоциональны, экспрессивны, целеустремленны и с детства имеют ярко выраженный идеал.

Для человека социального типа основная цель жизни – общение. Они любят помогать, обучать, советовать, всегда сопереживают другим. Общение с большим количеством самых разнообразных людей их не утомляет, а наоборот –  заряжает энергией.

Для человека предпринимательского склада главное – возможность реализовать свою доминантность. Это прирожденные руководители, при этом они красноречивы и довольно доброжелательны: любят помогать другим, опекать, убеждать, посредничать.

Люди канцелярского типа предпочитают работать по правилам и установленному графику, когда все расписано от и до. Все новое, непонятное – для них трагедия. Они добросовестны, пунктуальны, ответственны, сдержанны, корректны, любят все престижное и дорогое.

Аналогичная разработка была создана советским психологом Е. Климовым, правда, типажей в ней было только пять: человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек-человек и человек-знаковая система (предприниматели в советские времена считались спекулянтами).

Надо иметь в виду, что ни один из этих типажей не встречается в чистом виде – как правило, в человеке присутствуют все типы: два-три в минимальном количестве и два-три в превалирующем. Точно  так  же и в одной профессии могут быть совмещены два-три типа.

Кроме того, нельзя забывать о способностях конкретного человека. Например, к социальному типу по Холанду (человек-человек по Климову), относятся профессии преподавателя, врача, адвоката, продавца и многие другие, так что в зависимости от уровня развития интересов и своих личностных особенностей человек может выбрать подходящую специальность из достаточно большого списка.

Ну и конечно, надо жить в реальном мире и при выборе профессии учитывать, пользуется ли она спросом на рынке труда.

Анастасия БАХ

 

Поиск вакансий

Календарь праздников
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер